группа «СОЛНЫШКО» Детский сад №56 г. Дзержинск

Для Вас, родители! Гиперактивность. Что это?

01 октября [вт]

 Рекомендации  родителям по взаимодействию

С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам не обходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попусти тельский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипу лировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо, помнить о том, что делать это. Надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперак тивному ребенку. Указания должны быть немно гословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте, инструкции сразу: пойти в комнату, уб рать игрушки, помыть руки и прийти в столо вую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено пре­дыдущее. Их выполнение необходимо контроли ровать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперактивным ребенком взрослому необходимо быть осо бенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок дол жен четко знать, какие санкции последуют за на рушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его лю бимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько дей ствий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключить ся с одного действия на другое. Поэтому необхо димо заранее предупредить ребенка о начале но вой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный тай мер. В случае выполнения просьбы родителей ре бенка необходимо поощрить (не обязательно ма териально).

Усталость этих детей выражается в двигатель ном «беспокойстве, часто принимаемом окружаю щими за активность. Утомление приводит к сни жению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимо действия с гиперактивным ребенком — соблюде ние режима дня. Все процедуры и виды деятельно сти должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему по ощрений. Например, за каждое хорошо и своевре менно выполненное действие ребенок получает же тоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во вре мя обеда, совместное чтение, в зависимости от ин тересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактив ным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию. При подборе игр следует учитывать особеннос ти гиперактивных детей: неумение длительное вре мя подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидать ся своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятель ность о 2—3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережно го отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитив ное русло. Например, родители могут обучить де тей играть в пальчиковые игры. Кроме своего пря мого назначения, эти игры способствуют налажи ванию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенно сти нервной системы таковы, что порог чувстви тельности к отрицательным стимулам очень ни зок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую по хвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррекции СДВГ особо выделяют поведенческую психо терапию. Ее цель — изменение отношения окру жающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход — необходимое условие, ус пеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

—постоянный обмен информацией;

—выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и под держка взрослых, участие в совместной деятель ности.

Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

1.Каждый день перед ребенком ставится опре деленная цель, которую он должен достичь.

2.Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4.Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ре бенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка-дошкольника могут быть следующие: помощь ро дителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, ак тивное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почув­ствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Ста райтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов сво его ребенка. Примеры: вечерний просмотр телеви зора на полчаса дольше положенного времени, при готовление любимого десерта, поездка, посеще ние каких-либо мероприятий, покупка долго ожида емой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!

При неудовлетворительном поведении рекомен дуется легкое наказание. Но оно не должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодоб рение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий»).

Рекомендуется написать список того, что роди тели ожидают от ребенка в плане поведения. Мож но его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться, как можно реже ис пользовать частицу «не» (вместо «не кричать» — «вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка ро дители и педагоги следят за неукоснительным вы полнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического на казания следует отказаться.

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как ви зуализация, медитация, аутогенная тренировка;

1. Визуализация: мысленное слияние с вообра жаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2.Медитация: погружение в состояние спокой ной сосредоточенности.

3. Аутогенная тренировка: сознательное управ ление некоторыми функциями организма. Дости жение — мышечное расслабление. Саморасслабле ние для гиперактивного ребенка — это позитив ный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребен ка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.

 

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

1.Проконсультироваться с врачом, правильно выполнять все его предписания и дозировать ле карства.

2. Убрать из поля зрения все лекарственные сред ства и предметы, которые могут причинить ребен ку вред.

3.Главное лекарство ребенка — это ваше пол ноценное общение с ним. Важнее всего — это мера воспитательных воздействий, система и методика их осуществления.

4.Любое разногласие усиливает у малыша не гативные проявления.

5.Продумать режим дня ребенка до мелочей. Желательно, чтобы он совпадал с режимом дня в детском саду. Прежде всего, самим родителям чет ко придерживаться этого режима. Важно, чтобы малыш сам хорошо знал, когда он должен встать, когда пойти гулять и т. д.

6. Используйте возможности игры в полной мере:

•дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научить ся сосредотачиваться и быть внимательным;

• подвижные и спортивные игры помогут ребен ку переключить свою энергию в положительное русло. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок зани мался каким-либо видом спорта, лучше, если это будет плавание, бег, велосипедный спорт;

•сюжетные игры помогут вашему ребенку на учиться налаживать контакт со сверстниками.

7.Займитесь с ребенком рисованием. Начинай те с листа большого формата с постепенным пере ходом к маленькому.

8. Читайте вместе с ребенком его любимые сказ ки.

9. Лучше ограничить пребывание ребенка в боль ших и шумных компаниях взрослых и детей. Ин тенсивного общения со сверстниками в течение дня в детском саду ему вполне достаточно.

10.Старайтесь делать так, чтобы в процессе игр ребенок взаимодействовал с какой-нибудь одной игрушкой, чтобы другие не отвлекали его внима ния.

11. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телес ная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

12.Не замыкайтесь в себе, поговорите об осо бенностях своего малыша с воспитателями груп пы, другими специалистами. Помните, что они ваши союзники и желают лишь добра вашему ре бенку.

13.Поручите ребенку часть посильных домаш них дел, которые ему необходимо выполнять ежед невно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

14.Заведите дневник контроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи в детском саду и дома. Продумайте графы и знаковую систему, ко торая наглядно демонстрировала бы ребенку его успехи.

15. Введите балльную или знаковую систему воз награждения, с помощью которой вы сможете каж дый хороший поступок отметить.

16.Старайтесь ставить реальные задачи перед малышом. Не используйте завышенных или зани женных требований.

17.Четко определите для ребенка рамки дозво ленного.

18.Не навязывайте жестких правил, ваши ука зания должны быть именно указаниями, а не при казами.

19.Вызывающее поведение вашего ребенка — это способ привлечь ваше внимание. Дайте ему по зитивный способ общения, уделяйте ему больше времени. Учите его правилам взаимодействия.

20.Оберегайте ребенка от переутомления, кото рое приводит к снижению самоконтроля.

21. Старайтесь дома создать спокойную атмо сферу.

22.Следите за сном ребенка, он должен высы паться.

23.Развивайте у ребенка осознанное торможе ние. Перед тем как что-либо сделать, необходимо подумать, представить свои действия.

24.Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

25.Используйте физическую нагрузку для рас ходования избыточной физической энергии, но не переутомляйте ребенка.

26.Найдите занятие, в котором бы ребенок хо рошо разбирался. Это увлечение должно стать «по лигоном успеха», в котором у него будет повышать ся уверенность в себе. Главное, чтобы это занятие было действительно интересным для малыша.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.