группа «СОЛНЫШКО» Детский сад №56 г. Дзержинск

Рабочая программа учителя-дефектолога

 

ПРИНЯТО: Утверждаю:

на Педагогическом совете Заведующий МКДОУ «Детский сад № 56»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

коррекционной образовательной деятельности

в условиях введения ФГОС

учителя – дефектолога  Цицаровой С.Н

на 2015-2017учебные годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

2015

 

 

 

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР.

1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.4.Психофизические особенности детей с ЗПР.

1.5.Планируемые результаты освоения программы детьми старшей, подготовительной

 к школегруппах.

 

2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план (График организации образовательного процесса)

2.2.Формы и методы организации коррекционной работы

2.3.Годовое планирование.

2.4. Программа взаимодействия с семьями воспитанников.

2.5. Комплексно-тематическое планирование занятий по ФЦКМ, развитию речи,

ФЭМП, развитию фонематическоговосприятия  в старшей группе для детей с ЗПР

 на 2015-2016 учебный год.

2.6. Комплексно-тематическое планирование занятийпо  ФЦКМ, развитию речи,

формированию элементарных математических представлений, подготовке к

обучению грамоте в подготовительной к школе группедля детей с

ЗПР на  2016-2017 учебный год

2.7.План индивидуально- развивающей работы с детьми старшей группы на

2015-2016 учебный год.

2.8.План индивидуально- развивающей работы с детьми подготовительной группы

 на 2016-2017 учебный год.

2.9.Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов

 

 

 

3. Организационный раздел

3.1. График организации образовательного процесса

3.2. Режим дня. Расписание занятий.

3.3. График рабочего времени. Циклограмма деятельности учителя-дефектолога.

3.4. Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

 

4. Список литературы.

5. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и

подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития

детских дошкольных учреждений.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной

программы МКДОО «Детский сад № 56» компенсирующего вида, потребностей и

возможностей воспитанников ДОО.

Программа составлена в соответствии с

Конвенцией о правахребенка

Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания»,

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

"Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;

Теоретической и методологической основой программы являются: положение

Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии

ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева,

Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).

Региональный компонент ФГОС реализуется при изучении следующих лексических

 тем: «Моя Родина», «Наш город», «Наш дом», «Детский сад», «Откуда хлеб пришел»,

«Хвойные и лиственные деревья», «Перелетные зимующие птицы», «Дикие и

домашние животные», «Рыбы».

 

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей

программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия

 и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений

познавательного развития детей сЗПР старшей и подготовительной к школе групп

МКДОУ компенсирующего вида. Так же в программе используются кинезиологичес-

киеметодики направленные на активацию различных отделов коры больших полушарий,

что позволяет корректировать проблемы ребенка в различных областях психики.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность,

 доступность и повторяемость материала.

Основываясь на итогах первичного диагностического обследования, на основе

общей программы развития, на каждого ребенка составляется индивидуальная

 программа сопровождения, включающая в себя: цели и задачи, план индивидуальной

 работы, диагностическую карту, мониторинг достижений. Индивидуальная программа

сопровождения является приложением рабочей программы дефектолога.

2.Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР

Основная цель рабочей программы –устранение/ сглаживание  дефекта

 психологической незрелости, формирование психологического базиса для

полноценного развития личности каждого ребенка.

Задачи:
1. Всестороннее развитие всех психических процессов, преодоление недостатков

 познавательной деятельности с учетом возможностей, потребностей и интересов

дошкольников.

2. Формирование определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний,

 умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования  по

 формированию элементарных математических представлений, сенсорному развитию,

развитие речи.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы

дефектолога в соответствии с программным содержанием

 

 


Принципы


1.Принцип единства диагностики и коррекции.

2.Принцип гуманизации.

3.Принцип системности и доступности.

4.Принцип комплексного подхода.

5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний.

6.Принцип психологической комфортности.

 

 

 

3.Психофизические особенности детей с ЗПР

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц,

жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или

отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках,

считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие

характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в

поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также

прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными

возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует

 освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного

случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени,

например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды,

вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток нарушение

могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и  (или)

психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем

проявлении. 

Вариативность отклонений в развитии воспитанников ДОУ имеет широкий диапазон:

 от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической

запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У разных детей

страдают разные компоненты их психической, психологической и физической

деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ЗПР,  обусловлены

недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности

(недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей

познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и вее

операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических

процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

В 2015-2016 учебном году в группу старшую №1 приняты дети в количестве

14 человек на 2 года обучения, имеющие рекомендации ЦДиК обучаться по

программе МКДОУ «Детскийсад № 56» компенсирующего вида.

Состав детей не однороден, и после проведенного

диагностического исследования дети были поделены на 2 рабочие подгруппы.

В первой подгруппе дети с уровнем развития средним и выше в количестве 8 человек,

 во второй подгруппе, дети, имеющие низкий уровень развития в количестве 6 человек.

Один ребенок имеет такие индивидуальные особенности, что ему требуется

разработанная учителем-дефектологом индивидуальная программа сопровождения и

развития. С каждым ребенком группы проводятся индивидуальные занятия по плану

дефектолога не менее 2 раз в неделю.

4.Формы  и методы организации коррекционной работы

В процессе обучения используются различные формы организации НОД:

индивидуальные, подгрупповые. Продолжительность подгрупповых занятий: в старшей

группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Индивидуальные занятия с

 ребенком проводятся 2-3 раза в неделю по 5-25 минут в зависимости от

психофизиологических возможностей ребенкасогласно расписанию по организации

НОД.

Методы работы:

Методы, повышающие познавательную активность

§  Элементарный  анализ

§  Сравнение по контрасту и подобию, сходству

§  Группировка и классификация

§  Моделирование и конструирование

§  Ответы на вопросы детей

§  Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Методы, вызывающие эмоциональную активность

§  Воображаемая  ситуация

§  Придумывание сказок

§  Игры-драматизации

§  Игры-презентации

§  Сюрпризные моменты и элементы новизны

§  Юмор и шутка

§  Сочетание разнообразных средств на одном занятии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

§  Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

§  Перспективное планирование

§  Перспектива, направленная на последующую деятельность

§  Беседа

Методы коррекции и  уточнения детских представлений

§  Повторение

§  Наблюдение

§  Экспериментирование

§  Создание проблемных ситуаций

§  Беседа

В своей работе дефектолог использует рекомендации по развитию восприятия Ивановой, дидактический и игровой материал Нищевой, активизирующие игры Карабековой и Андрющенко.

Во время проведения НОД учителем – дефектологом применяются все вышеперечисленные методы. Особенностью работы в данной группе является использование специально выбранного персонажа, который проходит сквозь весь учебный

процесс в году, участвует в закреплении детьми материала, является помощником

и советчиком. Персонаж любим детьми и они с желанием идут заниматься.

 

5.График организации образовательного процесса


Сроки


Содержание работы


1-15 сентября

13-24января

15-30 мая


Первичная диагностика познавательного развития детей

Обследование познавательного развития детей (анализ достижения

детьми промежуточных результатов освоения Программы)

Мониторинг образовательного процесса (анализ результатов

 освоения Программы)- Познание (ФЦКМ, ФЭМП);

Коммуникация (Развитие речи)


15 сентября – 15 мая


Непосредственно образовательная  деятельность:

индивидуально-подгрупповые занятия



  6. Содержание программы

 

(представлено в виде текстовых таблиц на основе методических рекомендаций С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР», рассчитанной на 2 года обучения).

 

В старшей группе проводятся  по два  подгрупповых занятия в неделю по формированию элементарных математических представлений (72 часа в год), ФЦКМ (72 часа в год), формированию фонематического восприятия (36 часов в год). Продолжительность – 25 минут. Индивидуальные занятия с детьми проводятся 2  раза в неделю согласно расписанию по организации НОД.
В подготовительной группе - подгрупповые занятия по формирование элементарных математических представлений 2 раза в неделю (72 часа в год), развитию речи и ФЦКМ по 1 разу в неделю (36 часов в год), подготовка к обучению грамоте 2 раза в неделю (72 часа в год). Продолжительность – 30 минут.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся2 раза в неделю согласно расписанию по организации НОД.

 

6.2.Комплексный тематический план занятий по развитию речи, ФЭМП,подготовке к обучению грамоте

  в подготовительной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Планируемые  промежуточные результаты освоения программы в старшей группе

В результате коррекционно – образовательной работы к концу года дети должны

уметь:

· Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»;сравнивать

 количество предметов в группах;сравнивать два предмета по величине на основе

 их приложения или наложения;различать и называть геометрические

фигуры;определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном

направлении; определять времена года;

· Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение;

называть диких, домашних животных и птиц;различать и называть некоторые

растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения;

8.Планируемые результаты освоения программы в подготовительной группе:

· Знать: состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого

 пятка из двух меньших; как получить каждое число первого десятка, прибавляя

или вычитая единицу; цифры от 0 до 9, знаки +, -, =;  монеты достоинством 5,

10 копеек; название текущего месяца, последовательность дней недели.

Уметь: называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; соотносить

цифру и количество предметов; составлять и решать задачи в одно действие на

сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий;

измерять длину предметов с помощью условной меры; составлять из нескольких

треугольников,  четырехугольников фигуры большего размера; делить круг,

квадрат на две и четыре части; ориентироваться на листе клетчатой бумаги;

считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20;составлять число из единиц

(в пределах 10).

· Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

высказывать разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;

иметь представления о родном крае.

 

9.Система мониторинга и достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу,

оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.

Проводится индивидуально три раза в год в сентябре, январе и мае.

Определяется уровень познавательного  развития -  сентябрь, январь, май; уровень

овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

(познание – ФЦКМ, ФЭМП, сенсорное развитие; коммуникация – развитие речи) –

январь, май.

Результаты оцениваются по 4 критериям: высокий уровень развития, средний,

ниже среднего и низкий уровень и отражают эффективность

воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процессов.

На основе полученных данных подбираются технологии, методы педагогического

 воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка на данном этапе

 его развития. Если ребенок по результатам первичной комплексной диагностики 

или при отсутствии положительной динамики промежуточной диагностики  по

разным причинам не готов к усвоению данной программы,  то для него

разрабатывается индивидуальную образовательную программу.

Структура мониторинга

Ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру

интересной и увлекательной.

Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в сводную

таблицу  - матрицу результатов педагогического обследования

(см. Приложение), в индивидуальную карту развития ребенка, в сводную таблицу

 по группе (см. Приложение), с построением диаграммы, что дает возможность

проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка. По результатам

мониторинга каждым специалистом составляется аналитическая справка с выводами и

 рекомендациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Список литературы.

1.Основная общеобразовательная программа МКДОУ «Детский сад № 56»

2.Борякова Н.Ю.  Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки

психического развития.  -  М.. 1999.

3.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию : Материалы для психолого –

педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах

школ. М., 1998. 

4.Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных

и школьных образовательных учреждений: Методическое пособие / Под ред. Л.С.

Сековец. Н. Новгород 2009.

5. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии

детей с ЗПР: Методическое пособие. – Санкт – Петербург,« Детство- Пресс», 2011.

6. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические

рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Нищева Н.В. Конспекты занятий в старшей и подготовительной группе детского

Сада, М.: ТЦ Сфера, 2014.

8. Андрющенко Т.Ю. «Коррекционные и развивающие игры, Перемена, Волгоград,

2003.

 

Приложение

Критерии оценки результатов диагностического обследования

 

4 балла - высокий уровень (в)- справляется, 75-100% – ребенок выполняет задание

правильно и самостоятельно.

3 балла – средний уровень (с)- справляется частично, 50-75% –  принимает и

выполняет задание при  организующей или  направляющей помощи взрослого.

В конечном результате  заинтересован.

2 балла – ниже среднего (н/с) – большинство компонентов нарушено, 25-50% –

задание принимает частично. Нуждается  в практически – действенной помощи

педагога. Заинтересованность в конечном результате недостаточная.

 1 балл – низкий уровень (н)- не справляется, менее 25% – ребенок не приступает к

выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи

со стороны, не понимает смысла задания. В конечном результате не  заинтересован.


Диагностика познавательной деятельности.

Мышление

 

Начало года

Середина года

Конец года

Причинно-следственные связи

 

 

 

Обобщение

 

 

 

Классификация

 

 

 

Закономерности

 

 

 

Память

 

Начало года

Середина года

Конец года

Зрительная

 

 

 

Слуховая

 

 

 

Внимание

 

Начало года

Середина года

Конец года

Концентрация

 

 

 

Устойчивость

 

 

 

Объем

 

 

 

Переключение

 

 

 

Воображение

 

Начало года

Середина года

Конец года

На что похоже

 

 

 

Воссоздающее  воображение

 

 

 

Речь

 

Начало года

Середина года

Конец года

Лексика

 

 

 

-обобщенные понятия

 

 

 

-глагольный словарь

 

 

 

-существительные

 

 

 

-прилагательные

 

 

 

Грамматика

 

 

 

-количество слов в предложении

 

 

 

-согласование

 

 

 

-предлоги

 

 

 

 

Восприятие

 

ЦВЕТ

Начало года

 

Середина года

Конец года

показывает

называет

показывает

называет

показывает

называет

Красный

 

 

 

 

 

 

Желтый

 

 

 

 

 

 

Зеленый

 

 

 

 

 

 

Синий

 

 

 

 

 

 

Белый

 

 

 

 

 

 

Черный

 

 

 

 

 

 

Коричневый

 

 

 

 

 

 

Розовый

 

 

 

 

 

 

Оранжевый

 

 

 

 

 

 

Голубой

 

 

 

 

 

 

Фиолетовый

 

 

 

 

 

 

серый

 

 

 

 

 

 

ФОРМА

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ВЕЛИЧИНА

Большой-маленький

 

 

 

 

 

 

Высокий-низкий

 

 

 

 

 

 

Длинный-короткий

 

 

 

 

 

 

Широкий-узкий

 

 

 

 

 

 

Толстый-тонкий

 

 

 

 

 

 

Пространственные отношения

Ориентировка на плоскосте

 

 

 

 

 

 

Ориентировка в пространстве

 

 

 

 

 

 

Целостность восприятия

 

 

 

Обучаемость

Целенаправленность работы, обдуманность действий, способность сравнивать, планировать предстоящую деятельность

 

 

 

 

Речевое развитие

Начало года

Середина года

Конец года

Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

§  Возьми меня за руку и встань со стула

Инструкций из 3-х частей

§  Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

§  Покажи рукой картинку

§  Покажи фломастером ручку

§  Покажи картинкой ручку

§  Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

§  Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

§  Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

§  Где спала кошка?

§  Как она спала?

§  Кто сел возле кошки?

§  Что мы скажем птичке?

Связная речь

· Составление рассказа по сюжетной картинке:

§ Рассмотри картинку и расскажи:

§ Кто нарисован?

§ Что делают и почему?

Состояние словаря.

· Знание частей тела: шея, лоб, бровь, ресница, ладонь, плечи, колени, локти, ногти.

§  Что это?

§  Покажи, где у тебя?

· Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

§  У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

§  У стула (спинка, сиденье, ножки)

 

§  У машины (колеса, кузов, кабинка)

 

 

 

· Детеныши животных

§  Как называют детенышей кошки?

§  собаки?

§  коровы?

§  козы?

§  зайца?

§  лисы?

§  медведя?

§  Покажи.

· Качественный словарь.

Что можно сказать о платье? Какое оно может быть?

§  платье (какое?)

§  лимон (какой?)

§  лиса (какая?)

§  ножницы (какие?)

§  карандаш (какой?)

· Глагольный словарь.

§  Что умеет делать рыба?

§ 

11 февраля 2016 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.